ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

Я их выпускаю в качестве восьмого тома моего"Полного собрания сочинений", потому что закончить это издание"Сущностью христианства" - было бы бессмысленно; это совершенно не соответствовало бы тому плану и той идее, которые лежат в основе моего собрания сочинений. Но так как"Сущность христианства" также должна была войти в собрание моих сочинений, то она теперь в печати появляется как мое последнее сочинение, то есть как выражение моей последней воли и мысли. Эта обманчивая видимость должна быть вскрыта, христианство должно быть поставлено на то место, которое ему принадлежит в действительности. Однако, я оставил первые лекции, хотя они не содержат ничего такого, что не было бы напечатано в моих других сочинениях, но что было выражено в них другими словами и отрывочно; я это сделал, исходя из того предположения, что эти мои лекции могут попасть в руки к таким людям, которые не имеют остальных моих сочинений, по крайней мере философских. Что эти лекции появляются лишь теперь, это никого не должно удивить. Что может быть более своевременным теперь, чем напоминание о г.? При этом напоминании я, однако, должен заметить, что эти лекции были единственным проявлением моей общественной деятельности в так называемую революционную эпоху. Во всех, как политических, так и неполитических, волнениях и совещаниях этой эпохи, свидетелем которых я был, я принимал участие лишь в качестве критического зрителя или слушателя по той простой причине, что я не могу принимать никакого деятельного участия в безуспешных, а следовательно, и бессмысленных предприятиях.

Читать онлайн"Лекции о сущности религии" - - Страница 11

Различаются по главному объяснительному принципу. Взаимосвязаны друг с другом. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. Кант — новаторски подошел к постановке и решению многих философских проблем, в том числе и в области исследования религии.

Культурное наследие буддизма Религия от лат. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Людвиг Фейербах о сущности религии Страница 3 Фейербах, находил в религии заблуждения, иллюзии, фантазии; свойства, которые приписывают воде, вину, хлебу и т. То же можно сказать и о предмете религии вообще — о божественной сущности в отличие от сущности природы и человечества.

Определения этой сущности — разум, любовь и т. Но из этого неправомерно делать вывод, будто религия — это бессмыслица, чистая иллюзия.

Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Флоренский не видит противостояния религиозного и научного:

Использовав понятие, введенное в начале в. Учет рассматриваемого чувства зависимо- сти от природы насыщал религиоведческую концеп- цию Фейербаха новым значительным материалистиче- ским содержанием Обогащаясь натуралистическими элементами, от- сутствующими прежде, фейербаховская концепция ре- лигии вместе с тем сохраняла свою антропологиче- скую определенность. Примечательно, что при рассмотрении чувства за- висимости Фейербах увидел себя вынужденным согла- ситься с выводом предшествующих атеистов, что фун- даменталъной религиогенной эмоцией является страх.

Фейербах делает лишь одну ого- ворку в отношении принимаемого им объяснения: Однако убедительного обосно- вания того, что позитивные эмоции имеют столь же фундаментальное религиогенное значение, как страх, Фейербах не представил. При характеристике позиции прежних атеистов он явно не учитывал произведенно- го Гольбахом анализа всего спектра эмоций, свой- ственных религиозному сознанию, не рассмотрев так- же вывод этого анализа о том, что хотя позитивные эмоции и неотделимы от этого сознания, они в отли- чие от негативных не имеют религиогенного значения, т.

Усмотрение основы религии в чувстве зависимости имело одним из своих важных результатов то, что при характеристике антропологической сущности хри- стианства Фейербах сосредоточил внимание на том, 14 В.

Людвиг Андреас Фейербах. Лекции о сущности религии 3 страница

Вначале предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими событиями: Изменчивость явлений природы главным образом и возбуждает религиозное чувство и делает природу предметом религии Основание религии связывано с потребностями, желаниями, эгоизмом человека. Религия есть не только дело воображения, фантазии, не только дело чувства, но также и желания, стремления человека устранять неприятные чувства и создавать себе приятные.

Иначе говоря, религия есть выражение стремления человека освободиться от бед нынешних или будущих и получить добро, которое он желает: Стремление к счастью, любовь к себе, т.

Марксистская социологическая теория религии, с одной стороны, имела некоторые предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности. До марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии.

Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии. Домарксовские мыслители обнаружили социоморфный характер многих религиозных структур. Сюжеты античной мифологии, Библии, Корана и т. Однако правильно объяснить мораль, государство, семью и другие общественные явления домарксовские мыслители не могли.

Это сделано не было, а значит, оставалась нераскрытой истинная природа социоморфизма религиозных образов.

Фейербах лекции о сущности религии

Отправлено 05 - Психология религии как наука Психология религии — это наука, изучающая человека как человека религиозного , т. В широком смысле, психология религии охватывает все многообразие духовной жизни верующего человека и сферу духовных ценностей. Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозного культа, обращения к религии, а также социально-психологические функции религии в жизни как общества, так и индивида.

Как отдельная отрасль знания психология религии оформилась сравнительно поздно — на рубеже - вв. Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения.

Но далее неизбежно встает вопрос: А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований. Однако необходимо отдать должное стремлению немецкого философа выйти за узкие рамки страха при объяснении психологических истоков религии. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что Л. Речь идет о решении двух задач: Гносеологический подход — это подход с точки зрения теории познания.

Глобальная концепция сущности религии

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

Древние атеисты и даже очень многие как древние, так и новейшие теисты объявляли причиной религии страх, который, однако, ведь не что иное, как самое распространенное, бросающееся в глаза проявление чувства зависимости, Общеизвестно изречение римского поэта: , то есть страх первый сотворил в мире богов. У римлян даже слово: Даже наше немецкое - выражение высочайшего, религиозного почитания составлено, как показывает само слово, из почитание и боязнь.

Объяснение религии из страха подтверждается прежде всего тем наблюдением, что почти все или во всяком случае очень многие первобытные народы делают предметом своей религии вызывающие страх и ужас явления или действия природы. Более примитивные, например народы Африки, Северной Азии и Америки"боятся, - как это приводит Мейнерс из описаний путешествий в своей"Всеобщей критической истории религий",-"рек в тех местах, где они образуют опасные водовороты или пороги.

Когда они проезжают по таким местам, то просят о пощаде или прощении или ударяют себя в грудь и бросают разгневанным божествам умилостивительные жертвы. Многие негритянские царьки, избравшие море своим фетишем, до такой степени боятся его, что не осмеливаются даже на него взглянуть, не то что по нем проехать, потому что они верят, что лицезрение этого страшного божества убьет их на месте".

Так, по словам В. Марсдена в его"Естественном и гражданском описании острова Суматры"; редшанги, живущие глубже в стране, жертвуют морю, когда они его в первый раз видят, пироги и сладкое печенье и просят его не причинять им вреда. Правда, готтентоты, как выражаются авторы путешествий, теистически настроенные и не могущие выйти за пределы своих религиозных представлений, верят в высшее существо, но не почитают его; они, наоборот, почитают,"злого духа", который, по их мнению, является виновником всех бед, их постигающих на свете.

Я должен, однако, заметить, что известия, сообщаемые авторами путешествий, по крайней мере авторами более ранними, о религиозных представлениях готтентотов, как и вообще дикарей, весьма противоречивы. Также и в Индии имеются местности,"где большая часть обитателей не отправляет других религиозных служб, как только служб злым духам Каждая из этих злых сил имеет свое особое название, и ей воздаются тем большие почести, чем она представляется страшнее и могущественнее" Штур,"Религиозные системы языческих народов Востока".

Психологические корни религии

Для эксперимента были приглашены 15 монашек из ордена кармелитов. Исследователи обнаружили несколько областей мозга, в которых при вспоминании мистического опыта активность была выше, чем в областях, отвечающих за эмоции. К примеру, высокой она оказалась в зоне так называемого хвостатого ядра, ассоциирующегося с чувствами радости и блаженства.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание.

В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т. В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма.

Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л. Джемс , а, напротив, их следствием Советские психологи отмечали, что для правильного понимания места того или иного чувства в жизни личности важно учитывать психологическое содержание чувства и его направленность, его объект. Выделенные общей психологией аспекты эмоциональных процессов чрезвычайно важны для правильного понимания религиозных чувств.

Смешение этих аспектов неизбежно ведет к ложному пониманию религиозных переживаний, искажает и затемняет их специфику.

Портал учебной литературы!

Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть из них относится к социологическим, психологические же определения практически просто отсутствуют.

И для этого есть определенные основания:

Фейербаха — — крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух.

Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа — основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам:

- открытая библиотека учебной информации

Поиск по рефератам и авторским статьям Людвиг Фейербах о сущности религии Яблоков И. Фейербах анализировал религию в ряде своих произведений: Однако затем Фейербах подверг философскую систему Гегеля принципиальному переосмыслению. Он пришел к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован, поскольку абсолютная идея, изначально находясь в стихии чистого мышления, может знать только о нем и ни о чем другом.

Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка модель рынка с прогнозируемыми ценами - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Но далее неизбежно встает вопрос: Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос однозначно: Зеньковскому вторит другой религиозный философ — С. А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Уже мыслители древности обратили внимание на связь между религиозной верой человека и его психическими состояниями и переживаниями.

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ У ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАН У кого страх, а у кого единство?